Алексей Пахоменко: Вектор на уход от монозависимости задан

 Алексей Пахоменко: Вектор на уход от монозависимости задан 18.08.2016

Особая экономическая зона «Тольятти» вошла в список самых эффективных ОЭЗ России. О текущем состоянии дел и перспективах ОЭЗ – наша сегодняшняя беседа с гендиректором управляющей компании особой экономической зоны «Тольятти» Алексеем Пахоменко. Опытным успешным руководителем,  за плечами которого опыт работы вице-президентом АВТОВАЗа по экономике и заместителем министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

- Алексей Владимирович, Минэкономразвития РФ недавно предложило закрыть десять неэффективных ОЭЗ в стране. Тольяттинская же, наоборот, оказалась в списке самых эффективных. Кроме нее, лидерами стали зоны в Татарстане, в Липецке, Санкт- Петербурге, Зеленограде, Томске. В чем секрет успеха ОЭЗ Тольятти?

- Секрет успеха, я думаю, заключается в команде проекта, которая здесь сложилась, и в помощи тех людей, которые помогают нам извне, на региональном и федеральном уровнях. Благодаря нашей совместной работе мы имеем результаты, которые вывели нашу ОЭЗ в число лидеров. Нам есть чем гордиться. В первую очередь – это наши резиденты, их показатели говорят сами за себя. При том, что официальный запуск первой очереди ОЭЗ состоялся в прошлом году, на площадке уже работают шесть производств. Еще два планируют открытие до конца года. Общие инвестиции резидентов приближаются к восьми миллиардам рублей – это больше половины всех вложений в развитие проекта ОЭЗ.


- Какие преимущества предоставляет ОЭЗ своим резидентам? Зачем вообще инвесторам идти именно сюда?

- ОЭЗ – федеральный проект с федеральными же преференциями и гарантиями. Это территория, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Инвесторам предоставляется целый пакет привилегий: это и пониженные налоговые ставки, и режим свободной таможенной зоны, и всесторонняя административная поддержка. Мы также обеспечиваем резидентов необходимой промышленной инфраструктурой, которая уже построена и резиденты подключаются к ней бесплатно, что позволяет им сэкономить до 30% затрат на капитальное строительство.

ОЭЗ «Тольятти» рассчитана на строительство новых производств. Это, безусловно, сложнее, чем обустроиться на готовых арендованных площадях, но намного выгоднее в долгосрочной перспективе при правильном подходе. И, само собой, дешевле, чем возводить новый завод с нуля в чистом поле без коммуникаций. В ОЭЗ инвесторы могут строить производственные помещения по собственным проектам и независимо управлять затратами, а наличие готовой инфраструктуры и управляющей компании под боком позволяет по максимуму сосредоточиться на производственных задачах.


- А с чего все началось? По чьей инициативе возникла Особая экономическая зона в Тольятти? 

- У проекта ОЭЗ «Тольятти» непростая история. Первые разговоры о необходимости создания площадки велись еще в 2005 году, тогда Самарская область, как Татарстан и Липецк, претендовала на звание региона, в котором должен быть запущен пилотный проект ОЭЗ. В тот момент по разным причинам это не было реализовано, но к идее вернулись в конце 2009 года, когда встал вопрос о реструктуризации экономики города Тольятти. В итоге 12 августа 2010 года было подписано постановление о создании особой экономической зоны на территории Ставропольского района. К тому времени уже развивались ОЭЗ первой волны, благодаря их опыту нам удалось избежать многих ошибок. Но в любом случае для всех нас абсолютно новой задачей было создание промышленной площадки на 660 гектарах голого поля – а это больше, чем нынешние площади АВТОВАЗа. На тот момент у нас у всех было больше вопросов, чем ответов – как строить площадку без технологического проекта, по средним значениям, как проектировать, заключать контракты, как вообще двигать этот непонятный «поезд» вперед… Но, тем не менее, люди, которые присоединились к проекту, преодолели все трудности. Хотя не ошибусь, если скажу, что никто из наших строителей не имел раньше опыта возведения объектов такого масштаба и сложности. Это означает, что все росли вместе с проектом, возмужали как профессионалы и передали этот настрой остальным – подрядным организациям, поставщикам.

 

- Как вы стали руководителем ОЭЗ «Тольятти»? И в чем заключаются служебные обязанности руководителя такого разнохарактерного хозяйства?

- Я присоединился к проекту в мае 2010 года в должности замминистра экономики Самарской области. Передо мной стояла задача закончить начавшиеся тогда переговоры о создании ОЭЗ. Когда постановление было подписано и нужно было приступать к реализации проекта, я продолжил им заниматься в должности руководителя филиала ОАО «ОЭЗ» - федеральной структуры, в ведении которой находятся экономические зоны. Сейчас из филиала мы превратились в управляющую компанию, которая самостоятельно принимает большинство решений, но важнейшие задачи у нас, и лично у меня, как руководителя, остались прежними – это строительство и эксплуатация промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ и привлечение инвесторов.

 

- Сколько сейчас всего резидентов в ОЭЗ, сколько из них построили реальные производства и приступили к промышленной деятельности, какой у них профиль?

- В ОЭЗ «Тольятти» зарегистрировано 17 компаний-резидентов. Шесть из них, как я уже сказал, построили и запустили свои заводы. В основном это пока что производители автокомпонентов, но за последние пару лет вектор сместился в сторону неавтомобильных отраслей. Это касается как действующих резидентов, так и потенциальных. Так, в этом году у нас готовятся к запуску фармацевтический завод и бумажная фабрика, строится производство полиэтиленовых пленок. Инвесторы, которые уже, можно сказать, без пяти минут стали резидентами ОЭЗ, также представляют отрасли, отличные от автопрома.

 

- А те производства ОЭЗ, что связаны с автопромом - что именно они делают и на каких потребителей рассчитывают?

- Если говорить о действующих производствах, то пять из шести выпускают автокомпоненты. Это мировые бренды: CIE Automotive, Edscha, HI-LEX, Atsumitec, Nobel Automotive. Для некоторых из них площадка ОЭЗ стала первым местом «прописки» в России. Все компании пришли под главного потребителя – альянс АВТОВАЗ – Renault – Nissan, но имеют и других клиентов как в стране, так и за рубежом. Таких, как Ford, Hyundai, Peugeot. Причем доля экспорта растет, и ряд предприятий, которые изначально не планировали зарубежные поставки, сейчас пересматривают свои планы.

Номенклатура у резидентов достаточно широкая: алюминиевые детали двигателей, топливопроводы, гибкие тросы, каркасы сидений, петли дверей, детали МКПП и АКПП. С ростом заказов будет расти и ассортимент, у всех компаний так или иначе предусмотрено расширение номенклатуры. 

 

-  Долгое время об ОЭЗ Тольятти говорили, как о факторе, который спасет город от безработицы, предоставит высококвалифицированные рабочие места. По факту - сколько таких рабочих мест создано и сколько вообще работает людей в ОЭЗ?

- В обеспечении деятельности и строительстве экономической зоны задействовано более двух тысяч человек. Это люди, которые уже трудятся на заводах и в управляющей компании, работают на строящихся объектах и в подрядных организациях, предоставляющих различные услуги. Резиденты ведут набор персонала поэтапно в зависимости от строительных и производственных графиков, загруженности линий.

 

- Судя по довольно скромному информационному потоку из ОЭЗ в местных СМИ, есть ощущение, что получается не все задуманное и далеко не так быстро, как планировалось. А как считаете вы?

- Развитие такого масштабного проекта, как ОЭЗ, зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних. Наша площадка – не изолированный оазис, она в той или иной степени находится под влиянием тех же процессов, которые влияют на бизнес в целом. Мы видим, например, как развивается ситуация в автопроме, от которой напрямую зависят резиденты – производители автокомпонентов. Но, несмотря на все сложности, действующие заводы не закрываются - наоборот, активнее ищут новых партнеров и пути дальнейшего развития.

Про обустройство инфраструктуры тоже можно сказать, что это было непростой задачей. Тем не менее, со дня, когда на площадке была забита первая свая, до официального запуска первой очереди ОЭЗ на территории 181 га прошло менее трех лет. Это событие мы отметили в прошлом сентябре, а сегодня уже видим шесть работающих производств, еще два вот-вот запустятся. Осваивается вторая очередь – эта территория еще больше и составляет 246 га, но у нас уже накопился необходимый опыт. Мы начали стройку в прошлом году, а до конца текущего планируем закончить работы. Так что результаты есть, и они ощутимые.

 

- Как вы сами оцениваете перспективы ОЭЗ на ближайшие 3-5 лет?

- Действующие производства окрепнут. Возможно, за это время часть из них серьезно расширит номенклатуру изделий и увеличит мощности. Если говорить о новых заводах, то вектор на уход от монозависимости задан и мы ожидаем, что на площадке ОЭЗ будет представлено больше разных отраслей. Также сегодня мы видим растущий интерес российских инвесторов, и я думаю, что эта тенденция сохранится.

Что касается автопрома - похоже, что низшая точка спада преодолена, поэтому я не исключаю расширения кластера поставщиков, который уже сложился на площадке ОЭЗ.

Беседовал Сергей Запивахин




Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




 
 
 

Свежий выпуск газеты

9(303) 17.05.17
архив номеров

Новые компании в каталоге

Каталог компаний

Scroll to up