Сергей Чемезов и Владимир Артяков взяли “АвтоВАЗ” на себя

18.12.2006 8:36


Артяков Владимир, председатель Совета директоров

Не найдя среди доверенных лиц специалиста по автопрому, руководители “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов и Владимир Артяков берут на себя ответственность за события на крупнейшем российском автозаводе — “АвтоВАЗе”. Они займут посты председателя совета директоров и гендиректора компании, управляющей заводом. Пока единственный прорыв, достигнутый менеджерской командой “АвтоВАЗа”, — рамочное соглашение с канадской Magna, подписание которого намечено на 22 декабря.

Акционеры “АвтоВАЗа” в октябре решили сделать управляющей компанией новую “дочку” “АвтоВАЗа” — “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”, но должность президента этой компании была вакантной. 14 декабря совет директоров “АвтоВАЗа” назначил на этот пост замгендиректора ФГУП “Рособоронэкспорт” Владимира Артякова. На днях он оставит пост во ФГУП, объяснил “Ведомостям” представитель “Рособоронэкспорта”. Кресло главы совета директоров “АвтоВАЗа” Артяков уступил своему боссу — Сергею Чемезову, гендиректору “Рособоронэкспорта” и другу президента Владимира Путина. Теперь Чемезов будет голосовать контрольным пакетом акций предприятия. Заместителем Чемезова в совете директоров “АвтоВАЗа” стал глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин.

Чемезов и Артяков чуть было не получили эти должности в октябре, рассказывали источники “Ведомостей” на “АвтоВАЗе”. Но торговцы оружием решили поискать доверенного менеджера с опытом работы в автопроме. В начале ноября в Верхней Салде Чемезов пожаловался журналистам, что он и так слишком загружен работой, чтобы возглавлять совет директоров автозавода. Если бы был найден другой гендиректор, то Артяков остался бы председателем совета.

Предложение поступило гендиректору “Камаза” Сергею Когогину (у “Рособоронэкспорта”, по неофициальной информации, есть доля в этом заводе). Но тот не хотел уходить, а власти Татарстана просили оставить им сильного менеджера, рассказывали “Ведомостям” источники, близкие к “АвтоВАЗу”. В итоге Чемезов уступил. В конце концов, Артяков за год вник в то, что происходит на заводе, совсем не время вновь перетрясать менеджерскую команду, уверен в правильности принятого вчера решения президент AG Capital и член совета директоров Альберт Гавриков.

Чемезов и Артяков работают вместе с 1997 г. — сначала в управлении делами президента, затем в ФГУП “Промэкспорт”, сейчас — в “Рособоронэкспорте”. Весь опыт Артякова в автопроме — год на посту председателя совета директоров “АвтоВАЗа”, а Чемезов — член совета директоров “Камаза”. Но в мировой автоиндустрии были примеры, когда люди без опыта работы в автопроме делали убыточные компании высокоэффективными, напоминает гендиректор “Русских машин” (владеет группой “ГАЗ”) Петр Золотарев, — это Серджио Маркионне из Fiat и Карлос Гон из RenaultNissan. “АвтоВАЗу” сейчас несладко. На начало ноября у дилеров скопилось 72 000 непроданных машин; предприятие стремительно теряет рынок. По словам консультанта по автопрому из Ernst & Young Ивана Бончева, в 2005 г. его доля составляла 40%, в этом упала до 33-35%, а к 2010 г., если не будет ввода новых мощностей, составит 23-25%. Если новые мощности появятся, то доля превысит 30%.

Артяков в “Рособоронэкспорте” отвечал за предоставление технологий и инвестиций взамен на закупку вооружения (офсетные программы). Сотрудник одной российской автомобильной компании называет Артякова “очень приятным в общении человеком”, а другой знакомый с ним бизнесмен характеризует его как хорошего, но не слишком инициативного исполнителя. Чемезов же, по словам топ-менеджера одной из компаний ВПК, обладает всеми качествами, необходимыми председателю совета директоров: “Адекватный, сильный, волевой человек, но при этом неавторитарный и всегда ищет разумный баланс в решениях”.

Пока руководство “АвтоВАЗа” ничем особенным себя не проявило: были лишь амбициозные планы, отмечает аналитик “Уралсиба” Дмитрий Смолин. Первый шаг будет сделан уже при Чемезове. Как рассказали “Ведомостям” несколько членов совета директоров, на 22 декабря уже назначено подписание рамочного соглашения о совместной разработке автомобиля класса “С” с канадской Magna. Это подтвердил и гендиректор российского представительства Magna Александр Наволоцкий. В этом соглашении Magna возьмет на себя обязательство обеспечить разработку новой модели класса С и ее постановку в производство, рассказали еще два источника на “АвтоВАЗе”. В это соглашение также входит строительство нового завода в Тольятти. На первом этапе он будет выпускать только новую Lada класса С в количестве 220 000-250 000 машин в год. Потом партнеры рассмотрят возможность строительства второй очереди такой же мощности, на которой, возможно, будут выпускаться модели других автопроизводителей, рассказывают собеседники “Ведомостей”. Какие именно это будут модели, точный объем финансирования, доли и другая специфика будут проработаны позже, рассказывают собеседники “Ведомостей”. Пока же предполагается, что общий объем инвестиций превысит $2 млрд и вкладывать эти деньги партнеры будут как минимум в соотношении 50 на 50. Один из собеседников “Ведомостей” уверяет, что “АвтоВАЗ” будет сам привлекать деньги, другой — что как минимум 30% из искомой суммы придется на госфинансирование, напрямую или из инвестфонда. Опрошенным “Ведомостями” чиновникам об этом ничего не известно.

«Ведомости»

Глеб Столяров
Елена Мазнева
Алексей Никольский

www.avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »

Новости по теме




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
 
 
 
Scroll to up