С ощущением защищенности в России дела, увы, обстоят плохо. По данным разных соцопросов, от 50 до 60 проц. наших граждан не чувствуют себя в безопасности нигде даже в собственном доме. С чем это связано с психологическими особенностями, политическими виражами или низким уровнем жизни вопрос отдельный. Незащищенность присутствует во всех сферах жизни, и дорожная ситуация не является исключением.
Исследования, проведенного ESSO и специалистами ROMIR Monitoring выявили, что проблема защищенности и чувства безопасности оказалась более чем актуальной для населения России. Большинство респондентов (72 %) признают, что не чувствуют себя полностью защищенными в повседневной жизни, а каждый третий отмечает, что это чувство не появляется вообще никогда. При этом менее защищенными из опрошенных ощущают себя женщины, пожилые люди, люди с низким доходом, жители небольших населенных пунктов, неработающие, с низким уровнем образованием. Что интересно, для автомобилистов характерна более высокая степень уверенности в жизни, чем для других групп населения. Лишь 5 % из них отмечают, что никогда не чувствуют себя защищенными, а большинство 54 % ощущают защищенность в зависимости от обстоятельств. Среди факторов, влияющих на чувство защищенности в жизни автомобилистов, первые три места занимают безопасность близких (48 %) уверенность в завтрашнем дне, стабильность (45 %) и поддержка близких (38 %) А вот материальное благополучие и комфорт принимают во внимание меньше 34 % опрошенных.
Видимо, уверенность в своей защите на дороге связана с известным психологическим феноменом человек в своем автомобиле чувствует себя, как в скорлупе, и более склонен рисковать, нежели, когда он «без колес». Этим во многом обусловлен и высокий уровень ДТП: если в обычной очереди человек не полезет впереди остальных, то в пробке сколько угодно
Основными факторами, мешающими людям чувствовать себя защищенными на дороге, являются традиционные для России плохое качество дорог и несоблюдение водителями ПДД в силу их неквалифицированности или сознательного выбора. Многое зависит и от изношенности автомобилей, и от опыта. Водителей старых автомобилей беспокоит возможность непредвиденных ситуаций на дороге, а водителей с небольшим стажем вождения возможность «автоподставы». При этом специальные средства безопасности играют лишь третьестепенную роль с точки зрения защиты на дороге, хотя автомобилисты и признают их важность.
Если же говорить об элементах автомобиля, обеспечивающих защиту, то в первую очередь называют элементы как пассивной, так и активной безопасности: подушки, тормоза, трек-контроль, ABS и т.д. Однако их склонны признавать важными скорее владельцы иномарок, тогда как обладатели российских автомобилей считают важными, но необязательными.
Вообще наши граждане, в отличие от европейцев, склонны недооценивать значение автобезопасности, из-за чего и страдают. По словам участников конференции, с начала года в России зафиксировано более 187 тыс. ДТП, в которых пострадали люди. И если смертельных случаев стало меньше на 6 проц., чем в прошлом году, то число раненых, напротив, выросло на 3,4 проц. В целом уровень аварийности по сравнению с прошлым годом вырос на 1,8%. Однако снижение числа погибших говорит о том, что в целом уровень сознания автомобилистов вырос. По крайней мере, на дорогах увеличивается число автомобилей, оснащенных системами безопасности, а, значит, риска погибнуть в таких машинах меньше.
Проблема защищенности на дорогах волнует и страховщиков. Как рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров, подписанные недавно президентом изменения в закон об ОСАГО в корне меняют систему «автогражданки». В двух словах, ранее существующая система «бонус-малус» теперь будет привязана не к автомобилю, а к водителю. Если раньше можно было по своей вине попасть в жесткое ДТП, «наказав» страховщика на немалую сумму, а затем купить новый автомобиль и ездить, как ни в чем не бывало, застраховавшись в другой компании, то теперь страховая история будет прослеживаться от начала до конца. То же и со скидками. Раньше, чтобы получить максимальную 50-проц скидку за безаварийную езду, надо было наездить на одной машине 10 лет. Теперь же, даже купив новый автомобиль, можно быть уверенным старые скидки перейдут «по наследству».
Многие эксперты уже говорят о несовершенстве новой системы. В частности, о том, что она грозит страховщикам очередными убытками. Только в этом году страховые компании выплатили пострадавшим от ДТП около 20 млрд. рублей. В целом ущерб от ДТП оценивается в сумму, равную 1-2 % ВВП России. Такое же соотношение и по всему миру. Ген. Директор ОАО «Россгострах» предложил, чтобы страховщики имели право наказывать не только нарушителя ПДД, но и все инстанции, причастные к аварии. Муниципальное дорожное хозяйство за плохое качество дорог, службы «Скорой помощи» за несвоевременный выезд на место происшествия. Идея, конечно, неплохая. Вот только кто накажет рублем отечественных автомобилестроителей, до сих пор, пренебрегающих принятыми во всем мире нормами безопасности, пока непонятно
Но у нас есть перед глазами и положительные примеры: например, опыт Франции. 30 лет назад количество смертей в ДТП в этой стране было примерно на сегодняшнем российском уровне. За прошедшие годы им удалось сократить смертность в разы. Был применен целый комплекс мер от повышения безопасности самих автомобилей до ужесточения штрафов. Когда количество смертей в ДТП дошло до уровня 9 тыс. в год, на дорогах Франции повсеместно развесили так называемые скоростомеры. Теперь целью французов стало добиться снижения уровня смертности до 4-5 тыс. в год. При этом количество автомобилей в этой стране примерно такое же, как у нас порядка 33 млн. Есть чему поучиться
« Предыдущая публикация Все публикации Следующая публикация »
Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!