Эксперт: «Россияне хотят простой, надежный и дешевый автомобиль»

24.10.2011 10:59

Что изменится при передаче контрольного пакета акций ОАО «АВТОВАЗ» французам? Какой автомобиль больше всего подходит для российской действительности? Если вторая волна мирового финансового кризиса доберется до России, то какими могут быть последствия для нашего автопрома? Перспективами и прогнозами в автомобильной отрасли с «АвтоСредой» делился директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков.

- Аналитики прогнозируют в этом году рост российского автомобильного рынка. Например, по мнению Ассоциации европейского бизнеса, по итогам этого года рост рынка составит 30%. Некоторые считают, что через несколько лет России станет авторынком №1 в Европе. А вы какой точки зрения придерживаетесь?

- В этом году рост российского авторынка однозначно составит более 30%: заказы у дилеров получены, осталось совершить отгрузки новых машин потребителям, ведь что бы ни произошло на финансовых рынках – народ готов покупать, а значит, год мы закроем с хорошими показателями. Согласно нашим подсчетам, в этом году будет продано 2,4 млн новых легковых автомобилей плюс 200 тысяч сегмента легкого коммерческого транспорта, итого будет 2,6 миллиона автомобилей. Это 2011 год. Это более чем на 30% превышает итог прошлого года. Сегодня рынок номер один – Германия, где продается больше 3 млн машин в год. Чтобы выйти на 3 млн текущие темпы надо сохранить на пару лет вперед или набрать очень большие темпы на следующий год. В этом я сомневаюсь. В нынешнем году динамика, которая была, обусловлена низкой базой плюс стимулирующие программы: утилизации, автокредитования. Все факторы закончились, дальнейших причин для роста рынка нет. В 2012 году ожидаем в лучшем случае на уровне этого года или с приростом на 5-7% либо, если финансовый кризис все-таки разразится, будет падение рынка.

- В связи с завершением госпрограммы утилизации автохлама, продажи АВТОВАЗа постепенно снижаются. Руководство автогиганта называет цифру в 20%, однако директор одного из дилерских центров LADA в интервью «АвтоСреде» рассказывал, что продажи упадут минимум на 50%. Ваш прогноз?

- Истина посередине: сейчас 50% автомобилей LADA продается без утилизации, половина – с ней. Даже в отсутствие госпрограммы утилизации, люди продолжат покупать машины. Снижение будет процентов на 25-30.

- Существует ли на сегодняшний день иностранный автопроизводитель, чья продукция в ближайшее время реально может потеснить автомобили LADA на российском рынке? Или все-таки зарубежные бренды пока от этого далеки?

- Очень хорошо продаются корейские авто. Корейцы хорошо попали в нишу машин, когда чуть дороже, но на порядок лучше. Получается, что у АВТОВАЗа нет модели, на которую люди могли бы пересаживаться после «Приоры» и «Калины». А вот корейские машины идеально для этого подходят. Человек, который ездит на «Приоре», не пересядет, например, на французский Renault Logan, ему уже нужно что-то получше. В эту нишу и попадают корейцы. У них модельная линейка очень широкая, основной ценовой сегмент – от 300 т.р. до 600 т.р. А разница в качестве автомобиля, в его потребительских свойствах, бренде, отношении все-таки есть. И если эта разница составляет всего 20%, то покупатель не будет брать «Ладу». У автомобилей LADA есть серьезные конкуренты и в своей ценовой нише: среди них, например, DAEWOO Nexia, ZAZ Chance, китайцы также начинают активно «лезть».

- Если вторая волна мирового финансового кризиса доберется до России, то какими могут быть последствия для нашего автопрома? Ведь в 2008 году АВТОВАЗ оказался бы на грани банкротства, если бы не госпрограмма утилизации. Да и у остальных автопроизводителей дела шли ничуть не лучше.

- Последствия будут по полной программе. Но нынешняя ситуация от прошлого финансового кризиса отличается тем, что в 2008 году была эйфория, тогда кризис не ждали, а сейчас ждут. Показатели экономики такие, что он, кризис, вот-вот настанет. Однако он не будет столь болезненным. Народ запасается и готовится. Банки проводят обдуманную политику. То есть финансовый кризис может быть более долгим, но сглаженным.

- Не кажется ли вам, что в российском автопроме нет должного государственного регулирования? Все происходит самотеком, а разовые акции – утилизация и прочее – не спасут положения…

- Согласен. В любой стране с развитым автопромом есть регулятор рынка, на который все ориентируются. В Германии – это VDA, союз автопроизводителей. Он аккумулирует и действует системно, чтобы немецкий автопром расширялся, крепнул, работал по единым правилам, стандартам. У нас этого нет. VDA – параллельное государству, но очень уважаемая организация. Если она проводит автосалон, то на его открытие приезжает Ангела Меркель. У нас формально есть ОАР – объединение автопроизводителей России, в которое не входят сборщики иномарок, они принципиально игнорируют это объединение. Они работают под эгидой АЕБ – ассоциации европейского бизнеса. Ассоциация эту функцию брать на себя не хотела, но так исторически сложилось, что она лоббирует интересы западных производителей в России. Идет антагонизм. ОАР – слабая организация, где минимальный штат, а ее руководителя в стране почти никто не знает. Есть АЕБ, для которой эти функции не свойственны, есть минпромторг, точнее департамент внутри минпромторга, который ключевым не является, хотя меры предпринимает – например, все та же программа утилизации. У нас разрозненная система, где нет ответственного. От этой спонтанности ничего хорошего. Ключевым в государственном регулировании автопрома является минпромторг, но формально.

- Совсем недавно в Тольятти прошла пятая международная выставка-форум «Автоинвест. Автопром. Автокомпоненты». Значимое ли это событие для нашего города?

- Раньше – безусловно. Ведь раньше осенью в Тольятти традиционно проходил автосалон, потом выставка, но сейчас статус мероприятия снижается. Показателем является и то, что в этом году его проигнорировал АВТОВАЗ. Были организованы экспозиции представителей отрасли из других регионов, однако в этом году, увы, минимум посетителей и невысокий интерес. На самом деле все формально. Словения была, японцы. А ведь такие мероприятия должны проводиться, надо пытаться сохранить статус Тольятти автомобильной столицы России. Сегодня информационный и деловой потоки аккумулируются в Москве, там ключевая роль, город, где принимаются решение. Тольятти же у всех ассоциируется с АВТОВАЗом, а когда ВАЗу это становится не надо, то всем вокруг тоже не интересно. Важна позиция ВАЗа. Если бы он продолжил поддерживать подобные мероприятия даже не деньгами, а хотя бы вниманием, то они бы росли и крепли.

- Что изменится при передаче контрольного пакета акций ОАО «АВТОВАЗ» французам?

– Французы говорят, что АВТОВАЗ им нужен не для того, чтобы его задавить – им нужны его площади, чтобы предприятие развивалось, крепло и приносило прибыль. Ведь они так же заинтересованы в том, чтобы предприятие становилось привлекательнее. Надо получать прибыль. Не думаю, что что-то кардинально поменяется после передачи пакета им.

- В Москве состоялась конференция дилеров, на которой вы также присутствовали. Расскажите о ней подробнее: кому и зачем она нужна и какое имеет значение для российского автопрома.

– В Москве собрались представители основных дистрибьюторов зарубежных марок, многих дилерских холдингов, представленных в России: «Форд», «Хендай», «Киа», «Вольво», «Фольксваген» и др. Цель конференции: разобраться в текущей ситуации, понять тенденции. Кризис вновь «не за горами» и многим было важно понимать, как в этих условиях строить бизнес, ведь и на снижении рынка можно зарабатывать деньги. Собрались, в основном, те, кто пережил несколько кризисов 1998, 2008 годов и вот они-то делились секретами: как продолжать развиваться во время кризиса. Был и маленький кусочек политики: глава минпромторга господин Рахманов обозначил позицию государства в отношении отрасли. По мнению минпромторга, ситуация на рынке стабильна, в обозримом будущем все позитивно. Кризиса нет, автопром меняется, локализация идет. Очень активно выходит на рынок Федеральная антимонопольная служба, анализирует, старается создать условия, чтобы не было монополий. Они рынок сегментируют по ценам, группам, брендам. А вот крупные дилерские холдинги начинали выступление с того, что кризис будет. Только когда?

- Как складывается ситуация с российским автопромом на Дальнем Востоке? Ведь там отечественные машины не пользуются популярностью.

– Более 20 лет поколение этого региона выросло, не видя «Лады», приобретая японские машины, то есть хороший, качественный автомобиль за небольшие деньги. Так сложилось, что ни в одной стране такого не было. «Японцы» - праворульные авто, а во многих странах их эксплуатация запрещена. Но Дальний Восток в этом плане трудно «перевоспитать». Однако, пусть медленно, но процесс замены японских машин идет. Наша территория уникальна, 7-8 тысяч километров надо преодолеть для того, чтобы поставить на Дальний Восток автомобили российского производства – и отечественные, и «нашемарки». Логистика дорогая. Надо строить предприятия при активной поддержке государства. Если просто накладывать бизнес – он невыгоден, проще Восток «продать» японцам. Но государство должно думать, помогать, поддерживать территорию. Чистый бизнес не вытянет.

– Какой автомобиль больше всего подходит для России?

– Россияне разные, но основная масса хочет простой, надежный и дешевый автомобиль. В России живут небогатые люди, значит, машина должна быть простой и доступной. Успех Hyundai Solaris и седана VW Polo в том, что машина выглядит дороже, чем стоит. Японцы в свое время этим путем шли. Человек хочет не дешевую, а выгодную покупку делать. В этом основной секрет.

 

Беседовал Сергей Запивахин

Комментируем, не стесняемся!

При копировании материала активная ссылка на /www.avtosreda.ru/ обязательна


Количество комментариев:  4
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
Комментарии

alex923, Томск 25.10.2011 07:50

..........Успех Hyundai Solaris и седана VW Polo в том, что машина выглядит дороже, чем стоит........ Однако, что-то в этом есть..........

Александр, Тольятти 24.10.2011 19:50

продажи у них падают...не надо никому отдавать пакеты акций, снизте цену на 50-60 тыщ р, и улетят машины ваши ток шум стоять будет) тем более будет помесь франции и россии, соответственно еще дороже)представляете приору с логановским движком..будет стоить тыщ 500)да кто ее купит)

Александр, Тольятти 24.10.2011 19:46

Человек, который ездит на «Приоре», не пересядет, например, на французский Renault Logan, ему уже нужно что-то получше. - ЧТО ЭТО ЗА ФРАЗА????рено логан в 10 раз лучше приоры!что за рекламный ход?мол рено хуже лады?хуже приоры?ДА ВЫ ЧТО С ПОТОЛКА УПАЛИ)Вазовские машины ..самые плохие в мире)

читатель 24.10.2011 15:50

Тот,кто на фото \а зачем оно здесь ?\ выглядит очень неубедительно , как ,впрочем, и былые его прогнозы .

 
Scroll to up