14.05.2017 9:07
"От общего к запчастному" - в статье под таким названием "Коммерсантъ" рассказывает, как обстановка на рынке заставила автоконцерны активно осваивать послепродажное обслуживание машин.
Сегмент послепродажного обслуживания, ставший для автопрома спасительным в период падения продаж новых автомобилей, заинтересовал крупных автопроизводителей. По данным "Ъ", целый ряд иностранных и российских автоконцернов начали снижать цены на оригинальные запчасти — до 25-30%. В отрасли это объясняют целым рядом причин — от попытки удержать клиентов и борьбы с контрафактными деталями до укрепления рубля и приведения цен на запчасти в соответствие с прейскурантом ОСАГО. Теоретически дешевые запчасти могут привести к оттоку экономных клиентов из "гаражных" сервисов к официальным дилерам, но на авторынке пока заметного дополнительного трафика не видят.
С начала года на российском авторынке начала прослеживаться тенденция удешевления оригинальных запчастей. В основном речь идет о снижении цен на запчасти для массовых марок. С мая запчасти Ford и Motorcraft (бренд, ориентированный на машины Ford старше трех лет) подешевели на 7-29%. Так, например, на 29% упала цена масляных и воздушных фильтров, свеч зажигания, на 20% — щеток стеклоочистителя. Ранее — с апреля — Toyota снизила на 25% максимальные цены на кузовные детали для Camry и RAV4. Сокращение стоимости запчастей на четверть прошло у Mazda. В апреле стали дешевле и оригинальные запчасти Peugeot, Citroen и DS: цены на расходные материалы снижены в среднем на 23%, на детали износа — на 16%. Падение стоимости кузовных и механических деталей (детали двигателя, трансмиссии и подвески) составило 15% и 13% соответственно. Еще в феврале объявляла о снижении цен на оригинальные детали Volkswagen Group: запчасти Audi и Volkswagen, детали для ТО и ремонта Skoda упали в цене на 15%, а детали для кузовного ремонта Skoda — в пределах 25%.
В Toyota утверждают, что "это работает" и "прирост хороший". В Ford Sollers сообщили, что бизнес послепродажного обслуживания в целом очень важен "как с точки зрения рентабельности всего Ford Sollers, так и для поддержки дилеров". "Ford Focus — до сих пор самая популярная иномарка в России, поэтому у нас огромный рынок запчастей",— подчеркивают в компании. Изменения цен стали возможны частично благодаря укреплению рубля, а также за счет локализации деталей. В PSA Peugeot Citroen рассказали, что причиной для снижения цен послужила "высокая конкуренция на рынке послепродажного обслуживания — вследствие наличия альтернативных каналов поставок оригинальных запчастей и присутствия на рынке неоригинальных деталей".
Собеседник "Ъ" в отрасли рассуждает, что многие бренды снижают цены на запчасти, поскольку "развелось очень много контрафакта" — клиенты стали более чувствительны к ценам и чаще стали пренебрегать качеством, поэтому падение цен происходит из-за конкуренции как раз с серыми деталями. Другой собеседник "Ъ" констатирует, что структура дилерского бизнеса поменялась: теперь основной источник дохода — обслуживание. "Поэтому мы пошли навстречу и снизили цены на запчасти. Так клиент получил доступные цены, а дилеры увеличили объемы",— говорит он.
Глава ГК "Башавтоком" Евгений Астафуров рассказал "Ъ", что на снижение
цен по некоторым сегментам пошли и альянс Renault-Nissan и Lada. По его
словам, "сейчас идет бурное обсуждение закона об ОСАГО, где оригинальные
запчасти не всегда проходят по цене, и многие производители под эти
изменения разрабатывают программы минимизирования стоимости запчастей,
чтобы она подходила под расценки РСА". . Есть программы производителей, в рамках
которых цены на запчасти на постгарантийный период снижаются, подтвердил
"Ъ" директор ГК "Автопродикс" Денис Гуров. "Это тренд нашего времени:
гарантийный парк снижается, а постгарантийный — растет",— подчеркнул он.
Впрочем, по его словам, о притоке клиентского трафика говорить не
приходится — скорее о его сохранении.