Российский автопром: трудности переходного возраста

Российский автопром: трудности переходного возраста 06.01.2018 15:17

Беспокойный ребенок в семье российской промышленности – автопром – в прошлом году начал наконец постепенно оправдывать заложенную в него господдержку и показал положительную динамику во всех сегментах.

Однако пока остается открытым вопрос, как будут обстоять дела, когда “родители” обрубят “карманные деньги” поддержки спроса почти вдвое, а сборы за утилизацию и акцизы повысились. Об этом - аналитическая статья агентства "Прайм".


После провальных итогов 2016 года правительство не могло не оказать помощь проблемному сектору. В итоге уровень господдержки спроса на машины в прошлом году оказался наибольшим с 2014 года и составил около 62 миллиардов рублей.

РЫНОК И ЭКСПОРТ

Рынок легковых и легких коммерческих машин разогрелся лишь к марту, впервые за четыре года показав квартальный рост – символический 1% по данным Ассоциации европейского бизнеса. Далее в течение года продажи уверенно набирали обороты и по итогам 11 месяцев достигли роста почти в 12% по сравнению с 11 месяцами 2016 года, было продано 1 миллион 430 тысяч 197 машин. Причем основной рост пришелся уже на вторую половину года.

Эксперты обуславливают рост рынка в 2017 году сверхнизкой базой прошлого года (было продано 1,42 миллиона машин – худший результат за последние 10 лет), отложенным спросом, который сработал спустя три года снижения продаж, и хорошими мерами господдержки. Но отложенный спрос имеет привычку кончаться, отмечает директор “Радио Страна” Игорь Моржаретто. По разным подсчетам он составлял около миллиона автомобилей, и какая-то их часть еще будет продана в нынешнем году, отмечает автоэксперт.

Низкая база помогла в этом году и экспорту – поставки за рубеж легковых машин за 10 месяцев выросли на 28,4%, но в единицах это не так уж много – 70 тысяч штук. Экспорт грузовиков и вовсе остался в прошлогодних значениях. Эксперты отмечают внимание государства к этому вопросу и попытки экспортеров по выходу на рынки, которые были забыты после распада СССР – Латинская Америка, Ближний Восток, Африка.

ГОСПОДДЕРЖКА

Львиная доля господдержки автопрома в 2017 году пришлась на программу обновления автопарка, по 10 миллиардов рублей получили программы льготного автокредитования и льготного лизинга, около 3 миллиардов пошло на закупки газомоторной техники. Также 17,5 миллиарда рублей досталось новым адресным программам поддержки спроса, которые стартовали с июля.

Несмотря на их поздний старт, уже во второй половине октября программы “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль” были приостановлены из-за досрочного выполнения целевых показателей. Всего за счет программ поддержки спроса было продано более 750 тысяч машин, подсчитал Минпромторг.

В нынешнем году адресные программы будут продолжены, на них заложено 16 из 35 миллиардов рублей, которые запланированы ведомством на поддержку спроса на автомобили. Снижение объема поддержки спроса в 1,8 раза связано с отказом от программ обновления автопарка, льготного автокредитования и льготного лизинга – они останутся только в рамках вышеупомянутых адресных программ.

Кроме того, 9 миллиардов пойдет на выплаты банкам по уже выданным льготным автокредитам, 2,5 миллиарда – на поддержку продаж машин на газомоторном топливе, 1,5 миллиарда – на закупки электротранспорта, оставшуюся часть предполагается направить на компенсации по инвесткредитам автозаводов.

  Еще автозаводы в 2018 году получат промышленные субсидии в размере около 100 миллиардов рублей, против 60 миллиардов в 2017м. Де-факто эти субсидии компенсируют заводам оплату повышаемого утильсбора. Плюс дифференцированная шкала акцизов на легковые машины мощностью более 200 лошадиных сил, как признал глава Минпромторга Денис Мантуров, снизит темпы роста рынка.

Без эффективных мер господдержки во втором полугодии 2018 года рынок скорее всего начнет стагнировать.

ПРОГНОЗЫ

В первом полугодии 2018 года рынок будет немного расти, но во втором полугодии этот рост может прекратиться и свести общую картину к нулю, допускает Игорь Моржаретто. По его словам, рынок не должен показать отрицательных значений в 2018 году, но и значительного роста ждать не стоит – он будет в пределах от 0% до 5% при учете отсутствия экономических показателей, которые позволили бы говорить о выходе из рецессии.

В начале года рост сохранится, потому что январь-февраль 2017го года были низкие и поэтому плюсовые показатели в сравнении по месяцам точно будут, причем даже двузначная динамика - от 10 до 20%, уверен гендиректор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. А во втором полугодии рост либо существенно снизится, либо сойдет на нет. Повысится база, и нет причин для роста – доходы населения растут медленно, покупательская способность падает из-за роста цен на машины – за последние три года они подорожали на 40%.

“Автостат” прогнозирует дальнейший плавный рост цен на автомобили, который продолжается уже четвертый год. В 2018 году эксперты ожидают рост стоимости машин с учетом рынка на уровне 5-6%.

На показателях продаж может сказаться и инициатива Минпромторга обязать автоконцерны, продукция которых участвует в программах поддержки спроса, устанавливать на производимые автомобили модули ЭРА-ГЛОНАСС только российского производства. С 2017го года данной системой в обязательном порядке оснащаются новые автомобили, у которых истекло в 2016 году одобрение типа транспортного средства (ОТТС, продлевается раз в три года или выдается новое на модель, ранее не поставлявшуюся на рынок), а также импортные автомобили с пробегом. Дилеры просили правительство этого не делать, но вопрос пока остается открытым.

ПРОМСБОРКА-3 VS СПИК

 Прошедший год отметился и противоречиями внутри правительства в отношении того, каким должен стать новый инвестрежим для автоконцернов после окончания промсборки, большинство соглашений в рамках которой истекает в период с 2018 по 2020 годы. Так, Минэкономразвития считает, что режим промсборки следует продолжить, сделав упор на связывание уровня локализации с экспортными операциями. Минпромторг же настаивает на использовании механизма специнвестконтракта, который будет подписываться в основном с уже действующими на рынке игроками. Предполагается, что автоконцерны смогут выбрать по списку несколько новых компетенций для локализации в РФ, и от этого будет зависеть требуемый уровень инвестиций и получаемый объем господдержки. Кроме того, бенефициаров господдержки в рамках СПИКа могут обязать экспортировать не менее 20% продукции, произведенной в РФ.

Продолжение промсборки с ее льготами по уплате таможенных пошлин на ввоз компонентов невозможно из-за вступления России в ВТО, настаивает ведомство. В то же время, по сведениям “Коммерсанта”, в правительстве далеко не все разделяют уверенность Минпромторга из-за непрозрачности СПИКа и распределения господдержки. 

Российский автопром, постепенно преодолевая второй серьезный кризис, подходит к своему совершеннолетию. Характер вопросов, которые государству приходится решать с уже подросшим чадом, становится сложнее. Плюс, “бедки” самих автозаводов имеют свойство проецироваться на связанные стороны – поставщиков компонентов разных уровней и сырья. Тем не менее, практически на каждой крупной автомобильной конференции топ-менеджеры отрасли рассказывают общественности о вере в российский рынок. Хорошо, если искренней.

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »

Новости по теме




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
 
 
 

Свежий выпуск газеты

 23(317) 20.12.17
архив номеров

Новые компании в каталоге

Каталог компаний

Scroll to up