Виды и особенности аккумуляторов для МТЗ

Аккумуляторная батарея (АКБ) – важнейший и необходимый атрибут любого трактора или машины. Её функция заключается в обеспечении энергией всех электроприборов и стартера, который отвечает за запуск силового агрегата. Несмотря на то что устройство всех АКБ однотипное, важно правильно разобраться в основных особенностях. Так будет проще сориентироваться при выборе аккумулятора для трактора, если встанет такой вопрос.

Конструктивное исполнение

Аккумулятор – это ёмкость из эбонита или пластика, разделённая на несколько отсеков с электролитом. В автомобильных АКБ обычно используют смесь серной кислоты с дистиллированной водой. В каждую секцию помещены пластины батареи. Они соединены последовательно и сделаны в конфигурации решётки. Каждая батарея состоит из полублоков пластин с зарядом + и -. Выводы, с которых снимается напряжение, подключены к клеммам просто через корпус АКБ.

Особенности выбора

От того, насколько качественный и подходящий по ёмкости аккумулятор выбран, напрямую зависит функциональность и продуктивность работы электроники, стартера. Выбирая АКБ для тяжёлых машин и спецтехники, которой, по сути, и являются трактора МТЗ, важно учитывать несколько ключевых параметров:

  • вид двигателя;
  • климат, в условиях которого планируется эксплуатация машины. Низкие температуры, её резкие перепады приводят к более быстрому разряду аккумулятора;
  • ёмкость батареи.

Важно! Все номинальные показатели обязательно указываются на этикетке, стоит изучить их перед покупкой.

Так, маркировка содержит информацию о напряжении аккумулятора, его ёмкости, температурном диапазоне, в пределах которого допускается эксплуатация. К примеру, при выборе АКБ для спецтехники Минского завода (МТЗ) стоит отдать предпочтение 12-вольтовым моделям. Именно такое напряжение необходимо для питания стартера «Беларуса». Показатель ёмкости определяется типом двигателя.

Интересно. Если на тракторе установлены моторы Д-240 или 243, то они требуют аккумулятора повышенной ёмкости. Для движков Д-240Л или 243Л вполне подойдёт модели с меньшим показателем, достаточно будет для их работы и 50 А·ч.

Специфика обслуживания

Как и любое устройство, аккумуляторы требуют периодического вмешательства для обеспечения бесперебойного функционирования. Для предупреждения разрушения блоков пластин, обеспечения выдачи стабильного напряжения и нужного разрядного тока важно следить, чтобы в ёмкость АКБ был залит электролит с определённым показателем плотности. Для регионов с тёплым климатом он составляет 1,21–1,23 г/см3. При эксплуатации трактора в районах с суровыми зимами (с морозами ниже -30 градусов) требуется использование электролита с более высокой плотностью 1,29–1,31 г/см3.

Важно! Измерить этот параметр можно специальным устройством – ареометром. Однако определять плотность электролита нужно после полной зарядки аккумулятора по прошествии 1–2 часов. Если же измерения делать после включения батареи или долива, то высока вероятность погрешности.

Ещё следует учитывать поправку на температуру. Если электролит теплее +15 градусов, то показания измерительного прибора следует увеличить, а при t среды меньше +15 – уменьшить. Номинальные параметры, на которые следует ориентироваться при определении точной плотности жидкости в АКБ, приведены в стандартной таблице ареометра. Её можно уточнить в интернете или в специализированной литературе.