Умная зарядка для аккумулятора автомобиля

Исправно работающий аккумулятор при постоянной эксплуатации автомобиля практически не требует внимания и специального обслуживания. Особенно это относится к необслуживаемым и гелевым аккумуляторам. При приближении аккумулятора к окончанию своего срока эксплуатации, а также при долгих простоях автомобиля, когда не происходит его подзарядки генератором, могут возникнуть проблемы, связанные с разрядом и возможной полной или частичной потерей работоспособности. Нужно помнить, что АКБ имеет свой собственный ток саморазряда, а автомобиль потребляет ток даже на стоянке, особенно если у него включена сигнализация.

Особенно критичным это становится в зимнее время года, когда значительно снижается активность электролита в аккумуляторе и его емкость, по сравнению со стандартом, измеренным при 20 градусах по Цельсию, падает на 1 процент со снижением температуры на 1 градус. Так при температуре в -20 градусов емкость падает на 40 процентов от номинала. В зимнее время года, при значительном падении заряда, электролит может замерзнуть, наступят необратимые изменения в АКБ и она выйдет из строя. Можно попробовать зарядить замерзшую АКБ, но только после ее оттаивания в теплом помещении. Необратимые изменения в АКБ наступают независимо от температуры при уменьшении величины электродвижущей силы до шести вольт.

Как проверить уровень зарядки аккумуляторной батареи

При нормальном режиме эксплуатации аккумулятор получает необходимую зарядку от генератора, работающего в автомобиле при включенном двигателе. Правильно настроенный генератор с дополнительными цепями регулировки и защиты заряжает аккумулятор, как правило, до примерно 14 вольт. В связи с особенностями вырабатываемого импульсного тока осуществить полноценную зарядку аккумулятора только генератором автомобиля невозможно. Существуют специальные индикаторы для проверки заряда аккумулятора. Они подключабтся непосредственно к клеммаи батареи и показывают ее заряд. Для продления срока эксплуатации и поддержания максимальной емкости генератора в автомобиле желательно периодически, примерно раз в квартал проводить полноценную зарядку АКБ качественным зарядным устройством от стационарной сети.

Проверить степень зарядки АКБ можно вольтметром на клеммах АКБ без нагрузки, но более точные результаты даст измерение с нагрузкой сопротивлением (нагрузочной вилкой) около 0,125 Ом для АКБ мощностью около 60 ампер-час, или штатным электрооборудованием автомобиля, например дальним или ближним светом. При использовании кустарного сопротивления нужно учитывать, что ток через него при сопротивлении 0,125 Ом будет более 100 ампер. Нагрузка присоединяется к клеммам аккумулятора на 5 секунд, после чего производится измерение напряжения.

Точное измерение емкости АКБ требует наличия достаточных знаний в электротехнике и для обычного автолюбителя не требуется. Для получения реальной картины состояния аккумулятора, измерение уровня напряжения на нем желательно производить в состоянии покоя, через 5-6 часов после постановки автомобиля на стоянку. Напряжение, которое выдает АКБ без нагрузки должно быть больше 12,2 Вольт. Также можно замерять напряжение на АКБ при включенном стартере. Оно должно составлять не мене 9,5 Вольт. Измерение ЭДС АКБ с помощью встроенного гидрометрического индикатора может дать только оценочное состояние степени заряда. В заряженном состоянии АКБ этот индикатор должен быть зеленым.

Как заряжать аккумулятор

Свинцово-кислотные АКБ, применяемые на автомобилях, рекомендуется заряжать током примерно 1/10 емкости. АКБ емкостью 45 ампер-час заряжают током 4,5 ампер. Но для более качественной зарядки и предотвращения закипания электролита лучше проводить заряд АКБ небольшим током до 2 ампер до достижения полной емкости.

Продолжительность времени зарядки должна составлять (в часах) емкость батареи, деленную на ток заряда и умноженную на коэффициент 1,2. То есть, при емкости АКБ 45 ампер-часов при токе заряда 2 ампера, время заряда должно составлять 45/2*1,2=27 часов. При зарядке необходимо периодически контролировать напряжение на АКБ, не допуская его превышение уровня в 14.4 Вольт.

Современные умные зарядные устройства позволяют выбрать ток зарядки и в автоматическом режиме качественно и безопасно зарядить АКБ. После достижения АКБ полной емкости такое устройство автоматически выключится. Контролировать процесс заряда возможно прямо на вашем смартфоне не подходя к аккумулятору. При использовании кустарных зарядных устройств желательно использовать небольшой ток зарядки для того, чтобы избежать перезарядки, которая уменьшит емкость батареи и срок эксплуатации.

При условии постоянном поддержании АКБ на уровне зарядки не менее 12 вольт она прослужит до пяти лет. Качественные АКБ при правильной эксплуатации и периодических профилактических зарядках хорошими зарядными устройствами могут прослужить до 7 лет включительно.

По материалам с сайта: https://victronenergy.store/



Видео по теме:

Зарядное устройство АКБ Victron BLUE SMART IP65 CHARGER 12/10