Состояние и перспективы развития бизнеса по прокату автомобилей в России

В последние годы рынок по прокату автомобилей в России переживает непростые времена. С 2014 года наблюдается спад продаж в отрасли и много игроков ушли с рынка.

Однако с 2017 года наблюдается оживление рынка и появляются новые перспективы роста:

  • Рост внутреннего туризма;
  • Популяризация услуг по прокату автомобилей среди населения;
  • Развитие автопрокатного бизнеса на региональных рынках.

Крупнейшей компанией по прокату автомобилей в России является американская компания Hertz, которая располагает 33 станциями проката и 1500 автомобилями. Второй по величине компанией является российская компания Naprokat.Ru в активе которой около 200 автомобилей и 45 станций проката.

Компанией БелБизнесКонсалтинг в 2017 году обновлен бизнес-план прокат автомобилей, в котором представлен анализ цен на прокат автомобилей эконом класса, бизнес класса и внедорожников, предлагаемых наиболее известными на российском рынке компаниями. Анализ цен на услуги проката автомобилей проводился в нескольких регионах: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Екатеринбург, Новосибирск и Тольятти.

Средняя цена аренды автомобили эконом класса составляет 2296 рублей, а наиболее низкие цены аренды зафиксированы на Renault Sandero – 1754 рублей сутки аренды. Наиболее низкие цены на аренду автомобилей эконом-класса предлагают компании Hertz и Рентмоторс.

Для автомобилей бизнес класса средняя стоимость аренды составляет 5204 рублей/сутки, при этом наиболее доступным из автомобилей среднего класса является Ford Mondeo – в среднем 4153 рублей/сутки. Для внедорожников средняя стоимость проката составляет 6062 рублей, при этом наиболее высока стоимость аренды на внедорожник BMW X5 – 12250 рублей/сутки. Стоит отметить, что уровень цен на услуги проката автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, как правило, выше на 10-20%. Полный анализ рынка по прокату автомобилей в России можно посмотреть вот тут .

анализ рынка по прокату автомобилей в России

Окончательная стоимость услуг компании зависит от срока, на который предоставляется автомобиль в аренду, его класса и марки. Кроме того, аренда автомобилей может включать ряд дополнительных услуг, влияющих на итоговую цену, таких как аэропортный сбор, предварительная оплата полного бака топлива, добавочные виды страхования, оформление дополнительных водителей и другое.
Сложившиеся в настоящих условиях на рынке цены позволяют иметь достаточно хорошую рентабельность в автопрокатном бизнесе и при удачной бизнес-концепции (месторасположение, трафик клиентов, ассортимент, ценовая политика) быстро окупить проект по созданию компании по аренде автомобилей без водителя.

Наиболее выгодным местом расположения для компании будет центр города, офис в терминале или в непосредственной близости от аэропорта или вокзала. При этом стоит учесть необходимость максимальной близости офиса к автостоянке.

При планировании места расположения офиса компании и стоянки необходимо предусмотреть удобные подъезды и выезды со стоянки и к офису, максимально близкое расположение к потенциальным клиентам.

Все автомобили, находящиеся в парке автопрокатной компании необходимо поддерживать в хорошем техническом состоянии и желательно, чтобы их возраст был не более трех лет. Этого можно достичь за счет продажи автомобилей возрастом до трех лет по остаточной стоимости исходя из начисленной амортизации. Использование средств амортизационных отчислений и продажа автомобилей по остаточной стоимости позволят поддерживать автопарк в отличном техническом состоянии.

В то же время, можно использовать и более возрастные автомобили. На случай поломок в штат компании можно нанять механика, в служебные обязанности которого будет входить поддержание автопарка в надлежащем техническом состоянии. Положительным моментом данного решения является экономия на приобретении новых автомобилей. Однако данное решение имеет и свои минусы – могут возникнуть простои автомобилей из-за ремонтов и значительные расходы на запасные части.

Кроме обязательного оформления ОСАГО, каждый автомобиль лучше всего застраховать по системе КАСКО. Для контроля местоположения все автомобили лучше всего оснастить аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

Для повышения комфорта передвижения клиентов и их лояльности можно предлагать в аренду навигаторы, детские сидения, видеорегистраторы и радар-детекторы.

В среднем один автомобиль в автопрокатной компании приносит 15-20 тыс. рублей чистой прибыли в месяц и при увеличении числа автомобилей в автопарке норма прибыли может увеличиваться. Срок окупаемости инвестиционного проекта по созданию компании по прокату автомобилей составляет от 4 лет.