Почему растут города и превращаются в мегаполисы?

Ежегодно крупнейшие города мира и столицы стран становятся все больше, шире, длиннее. Растет число домов, улиц и населения. Растет и число автомобилей, пробок, заторов. Возникает все больше проблем с парковкой.

Почему это происходит? И есть ли в мире города с населением в 30-50 миллионов человек? Об этом мы расскажем в данной статье.

Пплотная застройка

Мегаполисы. Почему они появляются и растут?

Большой город - большие возможности. Наверное каждый знает эту поговорку. В больших городах много различной работы, выше зарплаты, больше возможностей для студентов и молодежи, много развлечений и разумеется вариантов потратить заработанное.

С каждым годом сотни тысяч людей отправляются в крупнейшие города и столицы испытать судьбу, построить карьеру, получить престижное образование. Вот почему большие города становятся еще больше, строится больше домов, дорог, инфраструктуры и т. д.

Иногда спрос со стороны приезжих настолько большой, что власти принимают решение сознательно расширить город. Так произошло, к примеру, со столицей России - Москвой. До 2012 года она была лишь небольшой (по мировым меркам) столицей с населением 10 млн. человек. Однако все изменилось с присоединением территорий Московской области (проект Новая Москва) и российская столица в одночасье превратилась в огромный мегаполис, 6-й по величине в мире. И вполне возможно что она вырастет еще. О развитии Москвы рекомендуем прочитать здесь: https://nedvio.com/kakoy-stanet-novaya-moskva/

Хотя, безусловно, расширение границ города - не единственная причина развития мегаполисов. Ученые выделяют несколько причин, почему растут города:

  1. Урбанизация. Процессы урбанизации (когда люди предпочитали жить в одном месте) начали проявлятся еще в Древней Греции и Риме. Тогда считалось что в городах живут люди более образованные и обеспеченные, в городах лучше школы, больницы и т. д. Однако по-настоящему бурный рост урбанизации начался в конце 19 века, с развитием промышленности и массовым строительством фабрик в городах. Для многих людей это была возможность найти высокооплачиваемую работу и улучшить условия жизни;
  2. Новые технологии труда. Благодаря развитию новых технологий, в городах людям уже не нужно вставать засветло и ложиться ночью, чтобы прокормить себя. Современный и быстрый транспорт, интернет, высокотехнологичные офисы и фабрики позволяют людям в городах зарабатывать больше, при этом работать меньше. В сельской местности всего этого нет, к тому же там достаток людей по-прежнему сильно зависим от капризов природы;
  3. Рост пригородов. В высокоразвитых странах рождаемость низкая. Кроме того, различия в уровне жизни между сельскими и городскими районами не так велики. Это влияет на сокращение миграции в городские квартиры и стремление жить в пригородах. Имея собственные автомобили, люди могут наслаждаться преимуществами загородной жизни, не теряя при этом в доходах от работы или развлечений в городе.

Какие города могут считаться мегаполисами?

В некоторых странах определяется, какое минимальное количество жителей должно быть для данного города, чтобы считаться городом. Например, в Дании достаточно 200 жителей, а в Индии должно быть минимум 20 000.

В целом принято считать, что города с населением более 10 миллионов человек уже можно считать мегаполисами. Примечтальено, что в 1950 году в мире их было всего два - Нью-Йорк-Ньюарк и Токио. В 1995 году это число возросло до 14. В настоящее время их насчитывается более 20, а в 2025 году их должно быть более 30.

Почему люди продолжают переезжать в мегаполисы?

Объяснить кажущийся парадокс несложно. Как правило основная концентрация бизнеса во всех странах происходит лишь в нескольких городах. Миграция в город для жителя означает большие перемены в жизни и лучшие перспективы. Чаще всего выбор падает на столицу страны, крупнейший город или портовый город, хотя зачастую все эти условия выполняются одновременно. Отсюда массовый приток мигрантов в один городской центр, который с высоким естественным приростом приводит к значительному увеличению населения, как например, в столице Нигерии - Лагосе, когда он вырос в 34 раза за 65 лет.

Большая часть городских жителей в развивающихся странах имеет низкие доходы, некоторые приезжают в города без средств к существованию. Поэтому они ищут дешевые городские районы, и стараются там жить. Это могут быть, например, поймы вдоль реки, крутые склоны в пригородах или районы, очень близкие к центру. Со временем они вырастают до размеров жилых микрорайонов и районов. Их обычно называют рабочими кварталами, спальными районами, а в бедных странах - трущобами или фавелами.

Жить в таких кварталах нелегко. Низкий доход местных жителей приводит к тому, что дома строятся из самых дешевых материалов. Отсюда их небольшие размеры и низкое качество. К тому же там чудовищно высокая плотность населения. Поскольку эти районы зачастую заняты нелегально, обычно нет водопровода, канализации или электросети. Отсутствует защита со стороны государства, никто не следит за безопасностью, а преступность процветает. Есть заболевания, возникающие из-за нехватки чистой воды, пожаров и т. д.

Проблемы быстрого развития городов в развивающихся странах касаются не только жителей с низкими доходами. Муниципальные власти обычно не успевают за развитием инфраструктуры, что приводит, например, к неэффективной транспортной системе или трудностям в утилизации отходов.

Так что чем быстрее растут города, тем больше в них появляется проблем. А поскольку прирост населения происходит быстрее развития инфраструктуры, решить их полностью нереально.

Города-мегаполисы. Какие они бывают?

Растущее число жителей, строительство новых промышленных предприятий, создание торговых центров приводят к пространственному росту городов - они занимают все большую территорию. Это приводит к сближению городов, расположенных рядом друг с другом, и, как следствие, к "размытию" пригородных зон. Благодаря легкости общения между ними административные органы и компании начинают более тесно сотрудничать, люди ездят на работу, в школу, в магазин. Так образуются городские комплексы (агломерации).

Если один из городов в комплексе явно больше, доминирующий с точки зрения населения или экономики, мы говорим о моноцентрической агломерации. Примерами являются агломерации Берлина, Москвы и Варшавы.

В иных случаях близлежащие города развивались такими же темпами, например, из-за обширных запасов сырья. Тогда рост каждого из них в равной степени способствовал созданию городского комплекса. Поскольку ни один из городов в этом случае не выделяется, это принято называть полицентрической агломерацией. Примерами являются: район в западной Германии между Дюссельдорфом и Дортмундом, называемый Рурским бассейном.

Группы городов и мегаполисов, особенно большие по численности населения и пространству, имеют свое название - городские агломерации. Классическая группа такого типа находится на восточном побережье Соединенных Штатов между Бостоном и Вашингтоном, в котором проживает около 45 миллионов человек. На данный момент это крупнейшая агломерация городов в мире.

Другими крупнейшими городскими агломерациями являются:

  • Американо-канадская граница (от Чикаго до Торонто) - 35 млн. человек;
  • Юго-западное побережье США (между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом) - 28 млн. чел.;
  • Юг острова Хонсю в Японии (Токио-Йокогама-Чиба) - 40 млн. чел.;
  • Осака-Киото Кобе - 19 млн. чел.;
  • Западная Европа (Париж-Брюссель-Амстердам) - 36 млн. чел.;
  • Дельта Жемчужной реки на юге Китая (Гуанчжоу-Дунгуань-Фошань-Шэньчжэнь) - 42 млн. чел.