Как бороться с простоями грузовиков из-за выхода шин из строя
Простои транспорта – одна из самых неприятных проблем для грузоперевозчиков. Если простой плановый, финансовые издержки поддаются просчёту и распределению заранее. Намного хуже, если простой внеплановый, поскольку латать дыры приходится по факту и в спешке. Случаются внеплановые простои из-за поломок грузовика, в том числе выхода из строя шин.
Почему шины выходят из строя
Чаще всего грузовые шины «ломаются» из-за эксплуатации с неправильным давлением. При избыточном давлении увеличивается риск проколоть протектор или боковину. В первую очередь страдают перевозчики металла, которым приходится бывать в местах с избытком острых твёрдых предметов – на свалках и складах вторсырья. Недостаточное давление приводит к чрезмерным нагрузкам на бортовые зоны. В этом случае под угрозой любой бизнес, в том числе критически важный в пандемию – это доставка медикаментов, продуктов питания и скоропортящихся продуктов.
Вторая по популярности причина – избыточная нагрузка. Чтобы перевезти максимальный объём багажа за один раз, транспортные компании загружают полуприцепы под завязку, не обращая внимание на грузоподъёмность шин. Какой вес способна нести покрышка, указывают на боковине трёхзначным индексом. Держать таблицу соответствия между индексами грузоподъёмности и конкретными весами сложно, поэтому за подсказкой можно обратиться к продавцам грузовой резины, например на bagoria.by/trucks-tires.
Как контролировать давление
Поломки грузового транспорта и аварии с его участием – это в первую очередь несоблюдение графиков по проверке и профилактическому обслуживанию машин. Вдобавок бывает, что ответственные лица проводят предрейсовые осмотры для галочки, а водители проходят обучение лишь бы побыстрее. Итог всегда один – незапланированная стоянка.
Помимо прочего, «здоровье» тягача и прицепа включает рабочее состояние шин: не должно быть посторонних предметов, подозрительных выпуклостей и признаков неравномерного износа. Давление должно соответствовать норме.
За давлением в грузовой резине следят либо вручную с помощью манометра, либо автоматически с помощью систем TPMS и ATIS:
- TPMS – это система из колёсных датчиков, которые измеряют давление, и мини-компьютера, который следит за поступающими данными и при необходимости сигнализирует о проблеме.
- ATIS – это система из датчиков, компьютера и насосов, которая не только следит за давлением, но и корректирует его, если значение преодолевает нижний или верхней предел.
Таким образом, если давление в покрышке снизится из-за прокола или повысится из-за горячего асфальта, система TPMS расскажет об этом водителю и логисту. Придётся останавливаться и терять время, но это куда лучше, чем продолжать движение под угрозой попасть в ДТП. В свою очередь, система ATIS позволяет продолжить маршрут, отложив разбирательство с проблемой до удобного времени.
Монтаж датчиков TPMS и настройка оборудования ATIS ложится дополнительными расходами, однако логистические операторы и грузоперевозчики отмечают, что шаг оправданный. В перспективе каждый вложенный рубль окупается бесперебойной доставкой и лояльностью клиентов.