Электромобили – прошлое, настоящее и будущее

Большинство людей не знают, что электромобили начали конструировать почти 2 века назад. Появились эти машины на полвека раньше, чем обычные бензиновые автомобили. После того как Фарадей открыл электромагнитную индукцию, изобретатели придумывали разные варианты применения этого явления.

XIX век

О том, когда появился первый электрический экипаж точно ничего не известно, однако, с конца 30-х до начала 40-х годов XIX века были разработаны и построены 3 конструкции. В Шотландии этим занимался Роберт Андерсон, в Англии – Роберт Девидсон и в Америке – Томас Девенпорт и Пейдж. В России с 1838 года Б.С.Якоби разрабатывался двигатель, работающий от батареи с гальваническими элементами.

Первый электромобиль, работающий от батареи с гальваническими элементами.

Несмотря на то, что это были «первые ласточки», распространения они не получили. Большой вес, низкая скорость – около 4 км/час и отсутствие маленьких аккумуляторов, которые могли бы подзаряжаться, сделали их малопригодными для поездок. Прошло больше 20 лет, и в 1865 году во Франции Гастоном Планте был разработан аккумулятор, который мог подзаряжаться, но на практике его применить было невозможно. Понадобилось еще несколько лет, чтобы уменьшить его вес и сделать емким и подзаряжаемым.

Магнус Волк в своей электрической карете. 1896 год

Уже в начале 80-х годов создаются конструкции электромобилей, которые намного проще, чем автомобили с ДВС. Скорость электрических экипажей была не больше 20 км/час. Наступил «золотой век» электромобилей. В те годы скорость и дальность не имели большого значения, зато экипаж заводился с полуоборота, ухаживать за такой машиной было легко, а работал он практически бесшумно. Легкое управление электромобилем позволяло ездить на нем даже женщинам.

image003

К концу века электрические экипажи стали выпускать серийно. С 1897 года в Англии были запущены такси, которые практически не отличались от кэбов. А во Франции с 1906 года начался серийный выпуск легковых электромобилей, ездивших со скоростью 30 км/час. Они могли преодолеть расстояние до 80 км.

image004

В России инженером Ипполитом Романовым первый русский электромобиль был создан в 1899 году. В этом экипаже могли поместиться 2 пассажира. Он мог развивать скорость около 40 км/час и ездить без смены батарей 65 километров. Двигатель, мощностью 6л.с. и аккумуляторы были разработаны самим инженером. Батареи состояли из 44 аккумуляторов, в которых пластины располагались горизонтально, и были намного тоньше, чем у европейских и заморских собратьев. Вес такого электромобиля был достаточно легок – всего 720 кг, из которых 350 кг весили аккумуляторы, а рама кузова была сконструирована из легких труб. Панели кузова были выполнены из листов спрессованной древесины и холста.

А в 1899 году свет увидел двухместный электромобиль инженера-электротехника Иполлита Владимировича Романова Российский электромобиль и его прадедушки

После этого был спроектирован и собран электромобиль для 4 пассажиров и омнибус для 17 человек, ездивший со скоростью 19 км/час. На электрическом прообразе автобуса стояли 2 двигателя по 6 л.с., а весил он вместе с батареями всего 1,6 тонны. Идея была хорошая, в Думе ее одобрили, но поставили изобретателю практически невыполнимую задачу – внести огромный залог и открыть самостоятельное производство машин. Причем за каждое отступление от графика полагался огромный штраф. В результате идея умерла на корню.

image006

В конце XIX века проходили соревнования, на которых были установлены несколько рекордов скорости. Первая гонка, проходившая в 1895 году, принесла победу французу Шарлю Жанто, выжавшему из своего электромобиля 63,3 км/час. А спустя 4 года впервые была превышена 100-километровая скорость. Бельгиец Камиль Иенатци на своем электромобиле Jamais Contente (Всегда недовольная) смог разогнаться до 106,2 км/час.

Электромашина Jamais Contente (Всегда недовольная) . Первая гоночная электро-машина.

Кстати, именно этот электромобиль – “Ля Жамэ Контент” был недавно показан на парижском автошоу в 2014 году, рядом с электро-болидом Формула Е.

ХХ век

ХХ век – электромобили уступают место бензиновым монстрам
Начало ХХ века ознаменовалось большим ростом количества электромобилей. Они работают как такси, скорая помощь и пожарные машины. Все больше увеличиваются скорости, все дальше машины могут ехать не подзаряжаясь. Собираются модели с встроенной системой рекуперативного торможения. В Америке начала ХХ века автомобилей с двигателем, работающим на топливе, было в 1,5 раза меньше, чем электрических машин.

Электрическая скорая помощь

Производились они в Англии, Америке, Германии, Японии, Франции. Только в США в 1912 году было произведено 6 тысяч легковых машин и 4 тысячи грузовиков. Скорость такой машины была 20-35 км/час, а дальность хода 60-80 километров. Грузовики могли брать на борт груз до 6 тонн, причем имели достаточно низкие затраты энергии в пересчете на 1 т/км – всего 0,054-0,095 кВт/час.

Первый грузовой электромобил

Постепенно ситуация менялась не в лучшую сторону. Открывались богатые нефтяные месторождения, производился дешевый бензин, развивались магистральные автодороги, по которым можно было ездить далеко. Электромобили к тому времени не могли развивать большую скорость, вес был большой, а запас хода без подзарядки – очень мал. К тому же совершенствовалась конструкция автомобиля, дешевело их производство, устанавливался электростартер и коробка передач.

Постепенно снижается популярность электромобиля, и к 1930 году практически прекращается производство. Упрощаются конструкции, их переоборудуют в техтранспорт и используют на предприятиях машиностроения. Однако, небольшие партии продолжают выпускаться в Германии, Англии и Америке. По данным на 1939 год немцами производилось около 9000 единиц электромобилей, а к 1944 году производство было увеличено до 20000. Такой рост произошел из-за потребности снижения зависимости от импортного бензина.
Соединенное Королевство Великобритания с 1930-1960 гг. увеличила количество электрических машин до 26000 единиц. Их использовали для централизованных доставок. Наряду со старыми моделями, строились новые экспериментальные образцы. В СССР в 1935 году сконструировали собственную первую модель электромобиля. За основу взяли ГАЗ-А. Параллельно велись разработки в МЭИ, где на базе ЗИС-5 была создана модель грузоподъемностью 2 тонны.

Первый советский грузовой электромобиль

После окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году в НАМИ спроектировали и собрали 4 электрических машины, использовавшиеся для доставки почты, потом Львовским автозаводом были собраны еще 10 машин, которые работали в Ленинграде. С 1957 по 1960 год были сконструированы электромобили, базой для которых стал УАЗ-450, грузоподъемностью 800 кг и электробус на базе троллейбуса СВАРЗ, который мог вместить 70-80 пассажиров.

Вторая половина ХХ века

Характеризуется энергетическим кризисом, свидетельствующим об ограниченных ресурсах полезных ископаемых. В это время на Западе и в Америке вспомнили об электромобиле, и начались новые разработки. Но не только уменьшение топливных запасов стало причиной возрождения электромобилей. Очень высокий уровень загрязнения воздуха выхлопными газами и токсичными отходами, постоянный смог над большими городами, привели к значительному ухудшению экологической обстановки.

Первые современные электромобили

Настоящий бум пришелся на конец 90-х годов прошлого века и начало нынешнего. В 1996 году в Америке был запущен в серийное производство GM EV1. Индия не отстает от передовых технологий, и запустила электромобиль Reva Classe, ставший одним из самых успешных. Далее, ближе к 2010 году создаются просто потрясающие электромобили: Спорткар Venturi Voltage, Солнечно-электрический гибрид Venturi Solar, спорткар Venturi Fetish и т.д.

2014 год – чемпионат Формула Е

А в 2014 году, с целью массовой поляризации и развития электромобилестроения, создается гоночный чемпионат Формула Е. Который с сокрушительной скоростью завоевывает сердца болельщиков автоспорта. Это и понятно – гонки зрелищные, а технологии обнадеживающие. В этот момент создается первый и самый передовой электромобиль-болид Spark-Renault SRT_01E, который будет совершенствоваться из года в год.

Eprix6: Нельсон Пике, China

Этот болид развивает скорость свыше 200 км/час. А чемпионат проходит по всему миру, в столицах известнейших стран, в самом центре городов, на временных трассах. Москва одна из столиц, где пройдет 9 тур чемпионата. Состоится это историческое событие 6 июня 2015 года. Не пропустите!

Подробнее об электромобилях и чемпионате Формула Е читайте на electroformula.ru